самое время позвонить нам






20.06.2012 Реконструкция сайта
Уважаемые посетители нашего интернет-магазина!

В связи с проводимой реконструкцией сайта, нацеленной на его модернизацию - возможны периодические сбои в его работе!






CL-MOLD  Средство от плесени и грибков

CL-MOLD Средство для уничтожения грибка и плесени.
Подробнее

Бренд: Изомат
   
Шпатлевка универсальная ВГТ
Шпатлевка ВГТ

Для выравнивания поверхнос ...
Подробнее
Бренд: ВГТ
   

Любовь к соседям, или немного о звуке

Здравствуйте, дамы, господа и бесполый манекен Иннокентий! Сегодня мы будем делать то, что нельзя. Нельзя громко слушать музыку после 23:00.

Манекен Иннокентий очень любит слушать музыку. Он считает свой музыкальный вкус идеальным и слушает музыку вместе с соседями на пару этажей вверх и вниз. На вопрос, почему он считает свой музыкальный вкус идеальным, он отмалчивается. Многие говорят, что он не знает ответа, но мне кажется, что он просто не умеет говорить. Но, в любом случае, мы ему поможем послушать музыку вместе с соседями и расскажем ему про звук. Надеюсь, он услышит нашу речь сквозь прекрасные звуки группы NuclearNecroslayerofImmortalCannibals.

Начнём с человеческого эгоцентризма. Звук – понятие человеческое. Вне человеческого восприятия как такового «звука» не существует, есть просто колебания воздуха, которые не принципиально отличаются от колебаний воды, лавы и межзвёздного вещества. Звук интересен человеку потому, что мы через него воспринимаем мир. С помощью очень высокочастотных колебаний мы не воспринимаем мир, поэтому мы обозвали это ультразвуком и вспоминаем о нём только при борьбе с комарами. С помощью низких частот — инфразвука — тоже не воспринимаем.

Итак, будем считать звуком то, что мы слышим. Есть другие определения звука, более мудрёные и аккуратные, но мы оставим для себя это – нам его хватит.

Лирическое отступление. У философов есть такой вопрос: слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет? Если вдруг встретите спор на эту тему – требуйте определение звука, наверняка его так никто и не привёл, а все разводят дискуссию вокруг роли человеческого восприятия в картине мира.

Волны волнуются раз…

Человеческое понятие «звук» в его физическом виде представлено в форме «звуковых волн», которые являют собой колебания воздуха. Про волны мы и поговорим.

Волны как физическое явление бывают двух видов: продольные и поперечные.

Поперечная волна. Поперечные волны нам всем знакомы. Например, это волны на поверхности воды: волна распространяется поперёк направления колебания частиц. По-русски: вода ходит вверх-вниз по вертикали, а волна распространяется по горизонтали. Это можно увидеть, бросив камень в воду – круги на воде расползаются далеко, а листья на поверхности остаются в одной точке. И ещё пример: Кеша слушает музыку, а соседи стучат по батарее. В месте удара батарея отклоняется от своего обычного местоположения и колеблется поперёк своей длины, а волна распространяется по всему стояку, вызывая любовь соседей. То же самое происходит и со струнами, например, на гитаре.

А есть ещё продольные волны. В продольной волне частицы ходят в направлении распространения волны. Например, если сжать пружину, она разожмётся, потом сожмётся, потом разожмётся, потом сожмё… извините, я задумался о женщинах.

Уши колеблются два

Вернёмся к звуку. Звук – это самый лучший пример продольных волн, поэтому рассмотрим его подробно. Для начала простейший пример волны воздуха: если мы обмахиваемся веером, то на нас приходят волны воздуха. Если мы обмахиваемся веером быстро-быстро, то мы начинаем слышать всяческий свист и шум.

Лирическое отступление. А вы знали, что в русском языке официально слово «наушник» в словарях означает только и исключительно человека, который доносит и ябедничает, а у слова «наушники» в более привычном значении единственного числа на данный момент нет? Тем не менее, русский язык не предлагает вразумительной альтернативы слову «наушник», поэтому я буду его использовать, не покривив совестью. Если бы я начал употреблять «головные телефоны» (канцелярское название наушников), то кто-нибудь, скорее всего редактор, дал бы мне в морду и был бы прав.

Возьмём всем знакомую ситуацию: мы засунули в уши наушники, в народе именуемые «затычки». Образовалась небольшая «камера» с воздухом, которая ограничена ухом, барабанной перепонкой и наушником. Воздух равномерно распределён по камере. А теперь включим музыку. Динамик в наушнике толкает воздух вперёд, а потом толкает его назад, а потом снова вперёд, а потом назад. Когда воздух толкнули вперёд, получается гребень волны, в котором больше частиц воздуха, чем положено (положено атмосферным давлением). А когда толкает назад – «впадина», где меньше частиц. Получается чередование пиков и впадин, в которых больше и меньше частиц. А там, где частиц больше или меньше, получается изменение давления воздуха, так называемое «звуковое давление». Оно давит на барабанную перепонку в наших ушах, которая его чувствует, и так мы слышим звук. Возможно, в будущем нам будут передавать звук, сразу тряся барабанную перепонку имплантатом, но пока до этого никто, к счастью, не додумался.

Стоит заметить, что это происходит очень и очень быстро. Минимальная частота звука, которую слышит человек — 20 герц, то есть динамик в наушнике должен совершить двадцать колебаний в секунду. Максимальная частота — примерно двадцать тысяч герц, то есть двадцать тысяч колебаний в секунду. Да, вы правильно поняли, что «герц» — единица измерения частоты, которая значит «число колебаний в секунду». Применяется не только к звуку, но и ко всему колеблющемуся: переменный ток в розетке меняет своё направление 50 раз в секунду — то есть, с частотой 50 герц. Кто-то меняет своё мнение каждые пять минут — частота колебания его мнения — одна трёхсотая герца.

Вернёмся к нашим соседям и музыке. Час ночи, они хотят спать и бьют по батарее. Батарея затряслась и стала сотрясать воздух вокруг себя. По воздуху побежали волны, которые добрались до наших ушей, которые их услышали. Мы заценили клёвый бит, решили подыграть на гитаре, и наше повествование плавно переходит чуть ближе к музыке и звукопроизводству.

Один палка, два струна

Один палка, два струна, я норвежский сотона. Вот решили мы, по глупости своей, сделать гитару. Взяли черенок от лопаты, прикрепили к нему колки и прочие струнодержатели, натянули струну, дернули… и звучит этот инструмент очень и очень тихо: соседи не смогут с нами джемить, потому что нас не услышат. Смотрим на наш черенок от лопаты. Смотрим на гитару. И понимаем, что нам не хватает того, что будет сотрясать ощутимые массы воздуха: одна струна много воздуха не сдвинет. А чего конкретно не хватает – зависит от того, на какую гитару мы смотрели.

Если мы смотрели на старую, чуть живую акустическую гитару своего отца, с надписью ручкой «груша 1988», то мы замечаем деку – большую полую деревянную банку. И когда мы дёргаем струну на гитаре, то колеблется не только струна, но и вся гитара. Но колеблется очень мелко, мы этого не видим, но иногда можем почувствовать. И уже большая дека сотрясает массы воздуха, предоставляя нам звук.

Если же мы смотрели на супермодную электрогитару, то замечаем звукосниматели. Это устройства, которые преобразуют колебания металлической струны в колебания электрического сигнала (очень слабые), которые потом идут по кабелю в звуковой усилитель, который передаёт усиленный сигнал на динамики, которые и сотрясают воздух в доме, который построил Джек. Сама гитара, даже если её не подключать, тоже сотрясает воздух, но гораздо слабее, чем динамики и акустическая гитара. Объяснение простое: дека акустической гитары гораздо легче, вибрирует сильнее и поэтому приводит в движение больше воздуха.

Получаемый звук, разумеется, зависит от того предмета, который вибрирует. Предметы разной формы и из разного материала вибрируют по-разному, поэтому звук гитары зависит от её формы и материала. То же самое и с остальными инструментам: скрипками, барабанами, клавесинами и нервами.

Теперь немного рассмотрим обратный процесс: мы получили каким-нибудь образом звук. Звук – это колебания воздуха, которые колеблют, в том числе, стены нашей хрущёвки. Пол и стены трясутся, и соседи слышат музыку, которую слушает Иннокентий, даже если воздух из его квартиры напрямую в их жильё не попадает. Соседи снизу недовольны и стучат по батарее. Поскольку батарея соединена в единую систему, её колебания прекрасно передаются к Кеше. Кеша – манекен, и человеческий ушей у него нет. Но у него есть микрофоны! Микрофоны – это то же самое, что и наушники, только микрофоны. Наушники переводят колебания электричества в колебания динамика, микрофон переводит колебания динамика в колебания электричества. Когда хотим записать в компьютер (или в манекен) звук — мы ставим микрофон. Мы говорим, а компьютер (точнее, «устройство ввода информации») это воспринимает. Когда мы хотим сказать телевизору с голосовыми управлением «ты — ухй!», то мы говорим именно в микрофон (а он телевизор: «неизвестная команда»). В некотором глобальном смысле микрофоны и наушники устроены одинаково, и если мы будем говорить в динамик наушников, то мы получим электрический сигнал со звуком. Но он вам не понравится, поскольку одинаковые они только в самом глобальном смысле, а дальше идут технологические решения, которые позволяют получать хороший звук, а не что-то, его напоминающее.

Финальные аккорды

Все звуки, которые мы слышим – это колебания воздуха. (Исключение: слуховые галлюцинации). Поэтому в космосе звук не распространяется, и всё «пиу-пиу», что мы слышим в Звёздных Войнах во время космических сражений – бессовестная ложь (или массовое наведение слуховых галлюцинаций).

Звук своего голоса, который мы слышим при разговоре – тоже ложь. Когда мы говорим, связки создают дополнительные вибрации воздуха внутри головы, которые не идут наружу, но зато добираются до наших ушей. Поэтому мы слышим свой голос иначе, чем окружающие, и в силу особенностей восприятия – более приятным и низкочастотным. Остальные слышат нас так, как мы слышим себя на записи. Как окружающие люди не разбегаются от такого ужасного голоса – непонятно.

А вот Иннокентию без разницы – ему все тембры голоса одинаково неприятны, и вообще он вместо нашего рассказа слушал последний альбом своей любимой группы NuclearNecroslayerofImmortalCannibals, единственным участником которой является он сам. Поэтому я прекращаю сотрясать воздух своими связками. Спасибо за внимание.